Знаки профсоюза водников

С развитием промышленного производства в Российской империи стали создаваться профсоюзные организации. Дореволюционные профсоюзы тесно взаимодействовали с политическими партиями социалистического толка и были серьёзной политической силой.
Профсоюзное движение водников берет свое начало от первых попыток моряков Черноморского и Каспийского бассейнов построить свою профессиональную организацию. Еще в 1903 г. моряки Одессы, составили требования об увеличении заработной платы и покинули суда, спустив с них флаги. Правительство, в целях восстановления движения судов по Черному морю поставило на суда военные команды, чем и сорвало стачку. После последовавших репрессий, моряки нелегально организовали первую среди водников профессиональную ячейку под названием «Регистрация моряков». В конечном итоге профсоюзы на водном транспорте были разгромлены и прекратили свою деятельность. Начавшаяся вскоре Первая мировая война еще меньше способствовала развитию профессионального движения на водном транспорте. Морской и речной транспорт был милитаризирован, моряки переведены на полувоенное положение со свойственной этому положению дисциплиной.
И все же накопленный в дореволюционный период опыт и практика профессиональной работы был колоссален и востребован после Октября 1917 года, что заложило фундамент для создания Всероссийского союза рабочих водного транспорта (ВСРВТ). В советское время профсоюзы стали частью государственного аппарата и полностью контролировались им. В эти годы профсоюз водников периодически менял свое название, реорганизовался, сливаясь и разъединяясь с другими союзами – часто без учета мнения членов организации.
Первые знаки (1, 2, 3) профсоюза водников выпущены в 1923 году и посвящены 5-летней годовщине ВСРВТ.

В основе знака (1) положено изображение паруса, в верхней части которого имеется дата «1923», а в нижней – «1918». Между датами расположена римская цифра V. Над парусом изображено красное знамя с надписью «СССР». Парус обрамлен лентой в виде овалa с надписью: «Всеросс. союз рабоч. водн. транспорта». Внизу ленты – морской узел. 

1       2       3
 
1                                                2                                               3
 


Знак-жетон (2) выполнен в форме овала, обрамленного якорной цепью. Овал покрыт белой эмалью. В центре овала на перекрещивающихся адмиралтейских якорях изображен щиток, покрытый красной эмалью, с датой «1923» и римской цифрой V. Над щитком имеется изображение серпа и молота.
В основе знака (3) изображен парус, покрытый белой эмалью, обрамленный развевающейся лентой с надписью: «Всеросс. союз рабоч. водн. транспорта», а внизу – «От Ц.К.». На парусе в левом верхнем углу дата «1923», в правом нижнем углу – «за 5 лет работы». Внизу на парусе имеется еще одна дата – «1918». В верхней части знака изображён красный флаг с надписью «СССР».
Документов об учреждении подобных знаков практически не сохранилось. Можно предположить, что знак (1), по практике сложившийся в те годы в массовых организациях – ОДВФ, Осоавиахим, МОПР и др., выпускался для продажи членам профсоюза, а полученные деньги поступали в кассу организации. Знак (2), вероятнее всего малотиражный и выпущен ювелирной мастерской по частному заказу. Знак (3) – официальная награда от ЦК профсоюза. Подобные знаки вручались в торжественной обстановке наиболее заслуженным работникам водного транспорта. Естественно, что партийные и профсоюзные лидеры не забывали награждать подобными наградами и друг друга.

Примерно в те же 20-е годы выпущен членский знак профсоюза (4), который вероятнее всего также был знаком отличия и вручался активистам и функционерам профдвижения.

4
 
4


В 1932 году к 30-летию первого профсоюза водников и 15-летию Октябрьской революции учреждено еще несколько знаков.

5        6
         5                                            6        

         
Знак (5) прорезной, в форме овала, обрамленного якорной цепью. По вертикали через весь знак проходит адмиралтейский якорь. В верхней части якоря закреплен штурвал и красное знамя с серпом и молотом и надписью «ВСРВТ». На нижней части якоря – красная пятиконечная звездочка, слева и справа от которой расположены юбилейные римские цифры XXX и XV.
На знаке (6) «Ударнику водного транспорта» изображено красное знамя и профиль Сталина. На знамени расположены юбилейные римские цифры XXX и XV. Слева от знамени видна носовая часть морского судна. Весь этот фрагмент помещен внутри штурвала, обод которого покрыт белой эмалью, с надписью «ВСРВТ». В верхней части знака красная пятиконечная звездочка, под которой находится надпись: «Ударнику водного транспорта».

Еще один наградной знак (7) ВСРВТ «За ударную работу» отражает популярный лозунг 30-х годов «Даёшь пятилетку за 4 года!», призывавший работать так, чтобы первый пятилетний план был фактически выполнен за 4 года.
Знак работников Управления Черноморского бассейна Советского торгового флота (УЧБ СТФ) выполнен в виде овала, обрамленного якорной цепью. Овал покрыт темно-синей эмалью. Поверх знака проходит мачта со снастями и двумя белыми парусами. На верхнем парусе надпись «В.С.Р.В.Т.», а на нижнем – «За ударную работу». В нижней части знака имеются штурвал с якорем, гребной винт и надпись «5 в 4», что символизирует лозунг «Выполним пятилетку за четыре года». В верхней части знака изображен вымпел Управления Черноморского бассейна. На вымпеле надпись «У.Ч.Б. – С.Т.Ф.». 

7
7

 В 1934 году состоялось разделение Профсоюза рабочих водного транспорта на профсоюз рабочих речного транспорта и профсоюз моряков.
После окончания Великой Отечественной войны основной задачей советских профсоюзов стало содействие в восстановлении разрушенного народного хозяйства. Поощрением за активность и ударную работу были ордена и медали СССР, наградные знаки ВЦСПС, премии и грамоты. Наградных знаков в эти годы профсоюз рабочих речного транспорта не учреждал.
В апреле 1954 года профсоюзы речников и моряков были вновь объединены в Профсоюз рабочих морского и речного флота.
Эмблема объединенного профсоюза, отчеканенная в металле, стала членским значком организации (8). Можно увидеть эмблему профсоюза и на значке (9) Технической инспекции труда профсоюза.

8

8

9

9

В 1977, 1982 и 1987 годах для делегатов X, XI и XII съездов Профсоюза рабочих морского и речного флота отчеканены значки 10-12.

10

10

11

11

12

12

В марте 1991 года произошла очередная реорганизация профсоюза – на учредительном съезде образован Профсоюз работников водного транспорта (ПРВТ). Эмблема «нового» профсоюза стала членским значком профсоюзной организации (13).

13

13