Водохозяйственные сооружения

В настоящей статье представлены знаки (значки) водохозяйственных сооружений, не относящихся ни к гидроэнергетике, ни к водному транспорту. Это инженерно-мелиоративные (гидротехнические) сооружения, построенные для нужд орошения (ирригации), водоснабжения, обводнения и прочих.

1. Большой Ферганский канал 

Ирригационный канал в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане, крупнейшее гидротехническое сооружение в СССР.
Канал построеный методом «народной стройки». Общая длина канала составляет около 350 км и включает два тракта: верхний Нарынский (44 км) и нижний Карадарьинский (около 300 км), разделённые участком р. Карадарьи. На территорию Узбекистана приходится 283 км, на территорию Кыргызстана – 12 км, на территорию Таджикистана – 62 км. На Большом Ферганском канале (далее – БФК) построено более 1000 гидротехнических сооружений, из них более 50 крупных. По трассе канала имеется 9 плотин, 258 водовыпусков, 7 водосбросов, 8 акведуков, 101 мост. Было произведено несколько реконструкций канала – в 1953-1962, 1964 и 1967 годах.
В 1966 году БФК присвоено имя государственного деятеля УзССР, первого секретаря коммунистической партии Узбекистана, министра хлопководства СССР Усмана Юсуповича Юсупова. До этого года БФК носил имя И.В. Сталина.
В декабре 1939 г. Президиум Верховного Совета УзССР учредил знак (1.1) «Участник строительства Большого Ферганского канала имени тов. Сталина». Такой же знак (1.2) учредил и Президиум Верховного Совета Таджикской ССР.

1.1
1.1

1.1



1.2
1.2

1.2


Знаком награждались колхозники, инженерно-технические работники, лица административного и руководящего состава, участвовавшие в строительстве канала; рабочие, служащие и инженерно-технические работники предприятий, снабжавшие строительство оборудованием и строительными материалами; работники искусства, просвещения, здравоохранения, связи, торговли, обслуживающие строительство канала.
Так как бОльший объем строительных работ пришелся на Узбекистан, то и , соответственно, тираж «узбекских» значков значительно больше «таджикских».
В послевоенные годы выпущены значки (1.3, 1.4), посвященные БФК и его 50-летнему юбилею (1.5).

1.3
 
1.3
1.4
 
1.4
1.5
 
1.5


2. Андижанский канал (Андижансай) 

Впервые искусственные гидротехнические сооружения по трассе современного Андижанского канала были построены еще 2000 лет назад до Н.Э.
Канал питается водами реки Карадарьи и начинается от плотины гидроузла Андижанского водохранилища (Андижанская область Узбекистана), воды канала сбрасываются в Большой Ферганский канал. Из Андижанского канала берут начало около 40 каналов, как сравнительно крупных, так и мелких.
Общая длина канала составляет 76,7 км. По течению построено 6 крупных водораспределительных сооружений.
Известен лишь единственный значок (2.1), посвященный Андижанскому каналу.

 

2.1
 
2.1

3. Каракумский канал 

Самотечный Каракумский канал протяжённостью более 1400 км берет начало от реки Амударьи и идет по южным и юго-западным районам Туркмении до Каспийского моря. На протяжении 450 км по каналу осуществляется судоходство. Ширина канала достигает 200 м, глубина – до 7,5 м.
Гидротехнические сооружения канала включают в себя головной водозабор с пропускной способностью свыше 300 м3/сек, судоходный шлюз, ряд плотин, водосбросов и других. По трассе канала построено несколько водохранилищ: Зеидское, Хаузханское, Куртлинское, Геок-Тепинское, Копетдагское.
Строительство канала началось в 1954 году. Первая очередь канала от реки Амударья до города Мургаб длиной 400 км построена в 1959 году.
Вторая очередь канала до города Теджен длиной 140 км завершена в 1960 году.
Третья очередь канала от Теджена до столицы Туркмении Ашхабада длиной 300 км завершена в 1962 году, после чего строительство было приостановлено и возобновлено лишь в 1971 году.
Четвертая очередь канала от Ашхабада до Берикета завершена в 1986 г.
Строительство канала официально закончилось в 1988 г, однако ряд сооружений канала строился и позже. От города Берикета Каракумский канал разделен на два направления. Одна ветка тянется в юго-западный район Туркмении до г. Этрека, вторая – к г. Балканабад (Небит-Даг). Далее планировалось по трубам подавать воду в г. Туркменбаши (Красноводск), однако о реализации этой части проекта сведений нет.
Канал получил имя В. И. Ленина, но после получения Туркменией независимости он стал называться именем первого президента – Туркменбаши.
Каракумскому каналу посвящены значки 3.1-3.5. В СССР выпущен юбилейный значок, посвященный 25-летию канала (3.6), а в республике Туркмения – к 40-летию (3.7).

3.1
 
3.1
3.2
 
3.2
3.3
 
3.3

 

3.4
 
3.4
3.5
 
3.5
3.6
 
3.6
3.7
 
3.7

 

4. Канал в Голодной степи 

Впервые проблемой орошения земель в Голодной степи Узбекистана и Казахстана начали заниматься еще в 19 веке.
В связи с техническими и экономическими трудностями строительство оросительных каналов «Бухара-Арык» и «Николай I» не было заверешено.
В царствование Николая II был построен самотечный оросительный «Романовский» канал, переименованный в советское время в канал имени Кирова. Канал протяженностью 116 км проходит по территории Сырдарьинской области Узбекистана (67 км) и Южно-Казахстанской области (49 км), начинаясь от отводящего канала Фархадской ГЭС на реке Сырдарье и заканчиваясь в районе Чардаринского водохранилища.
29 апреля 1940 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О мероприятиях по дальнейшему развитию сельского хозяйства, и в особенности технических культур, в южной области Казахстана», по которому предполагалось освоить 50 тысяч га новых земель. Канал имени Кирова был расширен и удлинен, а строители канала награждены значком (4.1). После Великой отечественной войны, в 1954 году, была проведена еще одна реконструкция этого гидротехнического сооружения. От канала построены три отводящих рукава, подающих воду на орошение засушливых земель.
В постсоветское время канал получил имя «Достык» – Дружба. С 1992 года подача воды в канал регулируется на основе соглашения между Узбекистаном и Казахстаном, устанавливающим лимит водопотребления.

4.1
4.1

5. Канал Иртыш-Караганда

Канал для водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных районов Центрального Казахстана строился в 1962-71 годах, однако его эксплуатация началась уже в 1968 году.
Канал забирает воду из рукава Иртыша – реки Белой, выше города Аксу (Ермак) и тянется до города Караганды. На канале построены 22 насосные станции (подъем на 418 м), 14 водохранилищ, 34 искусственных канала и 39 инженерных сооружений (водосбросы, дюкеры, мосты и другие). Протяжённость канала составляет 458 км, ширина – 20-50 м, глубина – 5-7 м.
В 2002 году от 19-ой насосной станции построен водовод в р. Ишим и вдхр. Вячеславское для водоснабжения г. Астаны.
В настоящее время канал носит имя первого президента Академии наук Казахской ССР Каныша Сатпаева.
Для строителей канала учрежден значок (5.1). Известен и еще один значок канала (5.2), по-видимому, посвященный пуску в строй этого гидротехнического сооружения.

 

5.1
 
5.1
5.1
 
5.2
 
5.2
 
5.3

 

 

6. Саратовский канал 

Саратовский оросительно-обводнительного канал забирает воду Саратовского водохранилища у города Балаково и подает ее в засушливые районы левобережья Волги.
Решение о строительстве канала было принято в мае 1967 года Постановлением Совета Министров СССР о строительстве Саратовского канала. В октябре того же года был вынут первый кубометр грунта из будущего русла, а в 1971 году волжская вода пошла в самотечную часть канала. В 1972 году был включен агрегат насосной станции № 5 и совершен пропуск воды в степные реки: Еруслан, Большой и Малый Узень, Малая Чалыкла, что гарантировало обводнение десяти районов Саратовской и Волгоградской областей, а также части территории Казахстана.
В 1973 году канал был принят Госкомиссией в эксплуатацию с оценкой «отлично». Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.01.1979 года каналу присвоено имя первого министра мелиорации и водного хозяйства СССР Е.Е. Алексеевского.
В комплекс Саратовского канала входят: головной водозабор, три водохранилища: Сулакское, Толстовское, Ново-Успенское, магистральный канал с пятью насосными станциями (подъем на 92 м), две ветви магистрального канала протяженностью 32,7 км и 17,9 км, а также малые реки общей протяженностью более 1000 км и ряд небольших водохранилищ.
Известен единственный значок (6.1), посвященный этому гидротехническому комплексу.

6.1
 
6.1
 

 

7. Канал Северский Донец – Донбасс 

Индустриализация Донбасса в конце XIX – начале XX веков истощили запасы пресной воды в Донбассе. Поэтому в целях водоснабжения Донецкой области был построен канал от Северского Донца до истока реки Кальмиус. Строительство канала началось 9 августа 1955 года и продолжалось до 1958 года. В 1979 году канал был реконструирован и расширен.
Общая длина канала 133,4 км, из них 107 км представляют традиционный наземный канал трапецеидальной формы (ширина по дну 2-4 м, глубина выемок 6-30 м). Остальные 26,4 км – это дюкеры и напорные водоводы четырех насосных станции, поднимающих воду на Донецкий кряж (до 200 метров).
Для строителей канала учрежден знак (7.1), отчеканенный на Ленинградском монетном дворе.

7.1
 
7.1
 

8. Канал Волга – Уводь 

Это гидротехническое сооружение расположено в Ивановской области и построено в целях водоснабжения текстильной столицы России – города Иваново.
Строительство началось в сентябре 1960 года. 2 ноября 1965 года пущена в строй насосная станция, которая забирает воду из Волги и поднимает ее на 51 м. Далее вода идет самотеком в реку Уводь, протекающую по центру Иваново. Весь комплекс сооружений сдан в эксплуатацию в сентябре 1966 года.
Длина канала 78 км, ширина – 20 м, а средняя глубина – 2,5 м. Для перехвата паводковых и дождевых стоков через трассу канала построено 15 дюкеров, 3 акведука и 9 водоспусков.
В настоящее время в связи со снижением текстильного производства, канал потерял практическое значение и служит главным образом для обводнения реки Уводь. Канал постепенно заиливается и зарастает древесно-кустарниковой растительностью.
Пуску канала в строй посвящен значок 8.1.

8.1
 
8.1


В Ивановской области существует еще один уникальный гидротехнический объект – Тезянская шлюзовая система, построенная в первой половине XIX века и состоящая из пяти гидроузлов. Однако значков этого сооружения, к сожалению не известно.

9. Сооружения Мосводоканала

Мосводоканал (МВК) – крупнейшая компания, обеспечивающая водоснабжение и водоотведение в Московском мегаполисе. Мосводоканал доставляет потребителю питьевую воду и очищает канализационные воды.
В инфраструктуру Мосводоканала (9.1) входят девять гидроузлов (9.2), четыре станции водоподготовки (9.3, 9.4), десятки насосных станций, очистные сооружения, водопроводные и канализационные сети (9.5) и прочие подразделения. В настоящей статье представлены отдельные значки только некоторых из них – специализированной автобазы (9.6), производственного управления регулирующих узлов и промышленного водоснабжения (9.7).
Историю Мосводоканала можно начать с 1779 года – года подписания Екатериной II указа о строительстве Мытищинского водопровода, который был пущен в строй в 1804 году (9.8, 9.9).
Первая система канализации в Москве была пущена в строй в 1898 году.
В настоящее время питьевая вода в дома москвичей попадает из реки Волги по каналу имени Москвы и Москворецко-Вазузской водной системы, зарегулированной несколькими гидроузлами. Источники питьевой воды располагаются в Московской, Тверской и Смоленской областях.

9.1
 
9.1
9.2
 
9.2
9.3
 
9.3
 

 

9.4
 
9.4
9.5
 
9.5
9.6
 
9.6

 

9.7
 
9.7
9.8
 
9.8
9.9
 
9.9

 

10. Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

На протяжении всей истории Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград подвергался регулярным наводнениям реки Невы, вызванными сгонно-нагонными явлениями Финского залива. Со дня своего основания город пережил более 300 наводнений, три из которых были катастрофическим, когда вода в Неве поднималась выше трех метров относительно Кронштадтского ординара.
Уже в XIX веке начались проработки проектов защиты столицы, которые в те годы казались фантастическими. В 1965-77 годах в Ленинградском отделении Гидропроекта были разработаны ТЭО и Технический проект комплекса защиты Ленинграда от наводнений.
2 августа 1979 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 745 «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений».
В октябре 1980 года началась отсыпка первой грунтовой дамбы. В 1981 году начаты работы по строительству первого водопропускного сооружения. Остров Котлин и город Кронштадт через дамбы и временные перемычки уже в декабре 1984 года был соединён с материком, открыто движение для строительной техники.
С конца 1980-х годов строительство стало тормозиться из-за ухудшения финансирования, споров об экологических и прочих последствиях. И только в 2010 году основные строительные работы были завершены.
12 августа 2011 года комплекс защитных сооружений официально введен в эксплуатацию, а первое его использование для защиты от нагона воды произошло уже 28 ноября 2011 года.
Построенный комплекс гидротехнических сооружений включает в себя одиннадцать грунтовых дамб (длиной 23,4 км), шесть водопропускных и два судопропускных сооружения, шестиполосное шоссе с мостами, туннелем и транспортными развязками. Полная протяженность защитных сооружений 25,4 км.
К сожалению, строительству этого уникального комплекса гидросооружений посвящен только один значок (10.1), выпущенный к соединению Кронштадта с «Большой землей».

10.1
 
10.1