Комплексные гидроузлы (1918-1945 гг.)

В данной статье представлены знаки гидроузлов СССР, построенных в довоенный период, в составе которых имеются ГЭС и судоходные шлюзы.

1. Волховская ГЭС (1926 г.)
Первой наиболее значимой гидротехнической стройкой в СССР явилось сооружение Волховской ГЭС. Проект использования реки Волхов для выработки электроэнергии был разработан инженером Г. О. Графтио ещё в 1902 году. В 1914 году он модернизировал проект под более мощные турбины. Воплощению их в жизнь помешала Первая Мировая война. В 1917 году Графтио удалось заинтересовать своим проектом Временное правительство и в этом же году начались подготовительные работы по сооружению станции, скоро приостановленные по причине общего развала экономики.
Вскоре последовала вторая попытка начала строительства. Постановлением Совета Народных Комиссаров от 15 июля 1918 г. образовано Управление работами на реке Волхов (с января 1921 г – Волховстрой).
16 сентября 1921 года строительство Волховской ГЭС было включено в план ГОЭЛРО.
28 июля 1926 года открыто сквозное судоходство через Волховской шлюз.
19 декабря 1926 года при участии членов правительства состоялось торжественное открытие Волховской ГЭС, были пущены 3 первых гидроагрегата. Остальные гидроагрегаты были пущены в строй в1927 году.
Известны два знака Волховстроя периода строительства.
Знак-жетон (1.1) изготовлен ювелирной мастерской, вероятно по частному заказу руководства Волховстроя в честь 5-летнего юбилея Октябрьской революции.
Знаком (1.2) награждались передовики строительства в честь торжественного открытия ГЭС.

1.1. 
1.2

Ниже даны изображения некоторых значков (1.3-1.8) – юбилейных, сувенирных и проч., выпущенных в разное время и по разным поводам и посвященных Волховской ГЭС. Если знаки (1.1 и 1.2) изготовлены из серебра, покрыты горячими эмалями (1.2), то значки (1.3-1.8) изготавливались уже массовыми тиражами, в более дешевом варианте из «легкого» (на основе алюминия) металла и покрывались «холодной» эмалью – краской.

1.3  1.4 1.5
 
1.6   1.7
  1.8

2. Днепровская ГЭС (1932 г.)
В январе 1921 года в Москве была создана проектная организация – Днепрострой, вначале состоящая из нескольких техников и инженеров во главе с
И. Г. Александровым. 10 августа 1921 года, ещё до утверждения IX Всероссийским съездом Советов сроков реализации плана ГОЭЛРО, было принято постановление СНК «Об освобождении земель, подлежащих затоплению при строительстве гидроэлектростанции у города Александровска (Запорожье)». Но только 27 ноября 1926 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о строительстве Днепрогэса.
Торжественная закладка строительства состоялась 8 ноября 1927 года.
Первый агрегат гидроэлектростанции был запущен 1 мая 1932 года – через пять лет после начала строительства электростанции.
1 октября 1932 года Днепровская ГЭС официально начала свою работу (2.1).

1

Для награждения ударников Первой очереди строительства был учрежден знак (2.2) Ударнику Днепростроя, который чеканился из серебра на Монетном дворе.

2.2


Во время Великой Отечественной войны ГЭС была разрушена и восстановлена в 1944-50 гг. В 1969-80 годах построен Днепрогэс-2 мощностью 836 МВт.
Ниже даны изображения значков ДнепроГЭС и Днепростроя, выпущенные в послевоенный период (2.3-2.12).

2.3  2.4  2.5  2.6  
 
2.7  2.8 2.9
 
2.10   2.11  2.12
 

 

Водосливная плотина Днепровской ГЭС стала одним из символов эпохи индустриализации и города Запорожье, и даже стала элементом его герба (2.13). Её силуэт многократно тиражировался на различных предметах и печатной продукции. Достаточно вспомнить, силуэт плотины на эмблеме легендарного «Запорожца».
Изображалась плотина и на значках – посвященных городу Запорожье и его организациям (2.14-2.23) и просто как узнаваемый символ (2.24).

2.13  2.14  2.15
 
2.16    2.17    2.18
 
2.19    2.20
 
2.21  2.22  2.23
 
2.24
 


3. Нижне-Свирская ГЭС (1933 г.)

Первый эскизный проект каскада гидроэлектростанций на р. Свирь был создан в 1916 г. инженером И. В. Егиазаровым по заказу Министерства путей сообщения.
В 1918 г. было создано Управление строительства гидроэлектрических станций и к середине того же года Советом Народных Комиссаров были выделены средства на строительство Волховской и Свирской ГЭС. В конце 1919 года было решено объединить строительство Волховской и Свирской ГЭС, создав единую проектную и строительную организацию под руководством Г. О. Графтио. Однако в условиях экономической разрухи вести строительство сразу двух ГЭС не представлялось возможным и в 1921 году работы по Свирской ГЭС были приостановлены в пользу первоочередного строительства Волховской ГЭС.
Строительство каскада гидроэлектростанций на Свири было предусмотрено планом ГОЭЛРО. Первоочередной станцией каскада была признана нижняя ступень, первоначально имевшая название «Свирь-3»; после отказа от трёхступенчатой схемы каскада в пользу двухступенчатой, что было окончательно утверждено в феврале 1932 г., название было изменено на Нижне-Свирскую ГЭС.
Эскизный проект гидроэлектростанции был готов в 1926 году.
19 октября 1927 г. состоялась торжественная закладка гидроэлектростанции. Первый гидроагрегат был пущен 19 декабря 1933 г., последний – в 1935 году.
15 сентября 1936 г. Нижне-Свирская ГЭС принята в промышленную эксплуатацию.
Во время Великой Отечественной войны плотина ГЭС была взорвана отступавшими советскими войсками и в 1944-48 гг. – восстановлена. Нижне-Свирской ГЭС присвоено имя её создателя – Г. О. Графтио.
В 1934 году для ударников строительства учрежден знак (3.1), практически копирующий знак Волховстроя.

По традиции той эпохи суда организации Свирьсрой имели свой вымпел – синий треугольник с белой буквой "С". Существовал и знак (3.2) в виде этого вымпела. Вероятно, этот знак являлся элементом кокарды на фуражку экипажа судов.

3.1
3.2
 

Интересно, что знаки, выпущенные к 40-летию (3.3) и 50-летию (3.4) Нижне-Свирской ГЭС, а также значок к 20-летию (3.5) Верхне-Свирской ГЭС (пущенной в строй в 1952 году) и Свирского каскада по композиции повторяют первый знак Свирьстроя.

3.3  3.4  3.5

 

4. ГЭС Канала им. Москвы и другие
В довоенный период в СССР было построено несколько десятков ГЭС различной мощности, но только на пяти гидроузлах (за исключением тех, о которых рассказано выше) имеются в числе сооружений и судоходные шлюзы: Иваньковский, Угличский и Рыбинский на р. Волга и Карамышевский и Перервинский на р. Москва. Три из этих гидроузлов строились в составе сооружений Канала Москва-Волга, и все пять впоследствии вошли в структуру Канала имени Москвы (УКиМ). Строители этих гидроэлектростанций награждались знаками Ударников канала, о которых речь пойдет в другой статье. В последующие годы выпускались отдельные значки, посвященные этим сооружениям (4.1, 4.2).

4.1 4.2