О декларировании безопасности портовых гидротехнических сооружений

В 2018 году владельцы и эксплуатационники портовых гидротехнических сооружений, по крайней мере, на внутреннем водном транспорте получили письмо Ространснадзора от 22.08.2017 № СС-9/8-195. В письме сообщалась позиция по вопросу организации и осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности судоходных и портовых сооружений их классификации и планирования проведения плановых проверок на 2018 год. В развитии этого письма региональные управления и линейные отделы Ространадзора разослали письма, где предписывалось провести преддекларационые обследования портовых гидротехнических сооружений и составить на них декларации безопасности. И это при том, что на эти сооружения уже были составлены паспорта, протоколы идентификации, а декларации соответствия зарегистрированы в Росаккредитации.

НП «Ассоциация «Гипроречтранс» имеет возможность выполнить разработку декларации безопасности портовых гидротехнических сооружений и организовать проведение ее экспертизы.
В соответствии с п. 7 «Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» (утв. ПП РФ от 6.11.1998 г. № 1303) разработке декларации безопасности предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организует их собственник и (или) эксплуатирующая организация с обязательным участием органа надзора (в данном случае Ространснадзора). С нашей точки зрения хорошо бы пригласит еще представителя МЧС.
В соответствии с разъяснениями Ространснадзора (письмо от 26.02.2018 г. № 8.14-288) результаты обследования оформляются актом по форме, утвержденной Приказом Минтранса от 03.08.2016 г. № 224 (зарегистрирована Минюстом России 29.08.2016 г. № 43472), при декларировании безопасности следует применять форму, утвержденную приказом Минтранса России от 05.02.2016 г. (зарегистрирована Минюстом России 05.02.2016 г. № 40962).
Для составления декларации безопасности необходимо иметь:
- проектную и эксплуатационную документацию на причалы;
- результаты наблюдений за контролируемыми параметрами;
- данные в соответствии с Приложением (Приложение высылается по запросу).
Декларация безопасности должна также содержать результаты расчета вероятного вреда в результате наиболее вероятной, а также наиболее опасной аварии. Этот расчет выполняется по отдельному договору специализированной организацией.
Кроме того, по результатам расчета ущерба необходимо будет выполнить страхование гражданской ответственности.

Тем не менее считаем своим долгом дать следующие разъяснения!

Совершенно очевидно, что предписания Ространснадзора не учитываю некоторые положения действующей нормативных документов. Приведем некоторые из них.
В абзаце 4 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» указано: «Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер».
В технических регламентах «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», а также «О безопасности объектов морского транспорта» требование разработки декларации безопасности на объекты инфраструктуры, в том числе и на портовые сооружения, а также внесение их в Российский регистр гидротехнических сооружений отсутствуют.
Формулировка абзаца 4 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2002 г. № 184-ФЗ однозначно указывает на то, что требования Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и других Федеральных законов, вносящих в него поправки (в том числе и требование разработки декларации безопасности и внесения портовых гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений) не могут носит обязательный характер для сооружений, на которые разработаны и утверждены Постановлениями Правительства РФ технические регламенты. И в этом не может быть никаких сомнений, поскольку Федеральный закон от 29 декабря 2002 г. № 184-ФЗ принят позже Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ и, следовательно, его положения имеют приоритет над положениями последнего.
Ссылки органов надзора на то, что Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» предписывает обязательное внесение гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений на основе утвержденных деклараций безопасности кроме указанной выше формулировки парируются также следующими положениями нормативной документов.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»: «Гидротехнические сооружения, которые находятся в эксплуатации при вступлении в силу настоящего Федерального закона вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений».
А в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»: «При отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу настоящего Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона». То есть на сооружения, декларации на которые в настоящее время отсутствуют, они должны быть составлены и утверждены до осени 2021 года.
Хотя повторим, формулировка абзаца 4 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2002 г. № 184-ФЗ делает разработку декларации безопасности для портовых гидротехнических сооружений и внесение их в Российский регистр гидротехнических сооружений не обязательной.

Подробнее с этой темой можно будет ознакомиться в журнале "ГИДРОТЕХНИКА 1(54) / 2019", в том числе по интересующим вас вопросам связаться с автор статьи Мельником Григорием Викторовичем.